Валентин Горбунов (valuerr) wrote,
Валентин Горбунов
valuerr

К Творчеству сквозь Эмоции

Наверное каждый не обременённый творчеством человек, хоть раз в жизни сталкивавшийся с этим явлением, задавался мыслью: «Как-же они делают ЭТО ?».

Те, кому явление нравилось, возможно шёл дальше, и вставал вопрос «как этому научиться?».

На днях мне задали этот вопрос, я что-то ответил, и понял что это тема для целой статьи.

Стой, кто идёт?

Гении бывают прирождённые, а бывают сделавшие себя таковыми сами. Мой ответ на вопрос обучения «к кому пойти учиться?» в такой слабо-прояснённой области, как «творчество», довольно прозаичен «лучше и к тем, и к тем».

Я не считаю себя гением в плане фотографии, и не считаю свои достижения за 5 лет чем-то великим – наверняка найдётся миллион более показательных примеров.

Но я развился от простого технаря, типичного продвинутого математика-программиста 5 лет назад до того, что есть сейчас, и могу понятным другим технарям языком очертить некоторые ключевые фишки, которые я считаю, помогли мне продвинуться в плане творчества.

Творчеству учить щас будет, ага.

А почему-бы и да? :-)

Только уточню: творчеству, а не искусству. Последнее, ИМХО, вовсе является композитом творчества, мастерства и чего только не... Не осмелюсь пока этому учить =).
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

© с Википедии

Мой сухой остаток из 4ёх лет увлечения саморазвитием и фотографией в контексте творчества выражается в следующих трёх пунктах:
  1. Самовыражение
  2. Эмоции
  3. Фокусирование
И в данной статье я попробую его структурно изложить. Итак, поехали.

1. Самовыражение

Эту часть я подробно освещать не буду, лучше меня написано по ссылке: Роберт Пирсиг, «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»
На примере меня – я просто начал в своё время фотать. Всё подряд, не заморачиваясь на том что кто-то до меня это уже делал. Первый шаг был сделан.
Раскрепощайтесь любыми здоровыми способами (например техниками процессинга), ищите нравящиеся вам способы самовыражения, экспериментируйте.


2. Эмоции

Вдохновение и очень-очень-очень сильные эмоции.
Мне в эти моменты хочется запечатлеть мир вокруг на будущее, и всё кажется... фотогеничным :-)

Вы когда-нибудь влюблялись по настоящему? В партнёра, в родителей, в дело, любимое занятие. Я про эмоцию. Как выделить, отличить? Есть классное определение эмоции любви.
Любовь — это статика. Нет побуждения что-то менять в объекте любви.
Если да, то можно считать что вдохновение в смысле творчества не чуждо Вам.

Есть НЛПерская техника, суть которой такое: если это состояние вдохновения развить хотя-бы в одной сфере/теме – впоследствии возможно его плавно смоделировать, "вспомнить", "уловить" в другой сфере. Получается такой перенос эмоций с одного контекста на другой.

Я не тренировался этому, не умею =), но замечу: в пиковые моменты любви, эти эмоции распространялись не только на девушку рядом/не рядом, но и на все окружающие меня контексты. А если рядом был фотик, то начинали рождаться шедевры =). И даже если первые такие "шедевры" были похожи на "жертвы абортов" – я говорю про творчество, а не искусство и мастерство – это с практикой. Но начало творчеству положено.
Есть такой момент, почти секрет – я его мало кому рассказываю.

Наблюдение:
каждый раз при фотосъёмке или обработке фоток, я сначала пылаю интересом, энтузиазмом. Провожу базовую обработку. Обработка – это не менее творческий процесс, чем съёмка. Так вот, снимки становятся краше, девушки на фото притягательнее, я такой во вдохновении уже весь. И вдруг "случается чудо", получается космический снимок – и я влюбляюсь. В снимок, в модель, или себя хорошего – х3, приходится сдерживать себя чтоб не написать признаний любви (не поймут, да и самому потом ... не практично). Тем не менее оставшиеся фотки щёлкаться начинают скопом, каждая – шедевр, только повторы убирай. Кто видел мои не разобранные фотки – поймёт.

Наверное, это и есть то, что все называют «сначала получаться не будет, настроиться надо – и пойдёт...»
Прикладываю кусочек расширенной шкалы эмоций с семинара по эмоциям.



Обратите внимание на комментарий к тону «удовлетворение».
Выше этого уровня – в настоящем времени, здесь и сейчас.
Ниже – заинтересован в будущем.
Это про внимание. Ещё один признак высоких эмоций. Научитесь их вызывать у себя, не застревать в низких (например с ППШ) – и ... просто счастья в жизни станет точно больше =).

Депрессивный художник может начать кидаться камнями, и тут я сделаю одну оговорку: можно испытывать негативные эмоции по отношении к одному контексту (горе по неразделённой любви, например, или ненависть к политике – другой пример), и при этом вдохновение к фотографии или игре созданию музыки. Всё привязано к контексту, а то.

Итак, в этой части мы ознакомились со шкалой эмоциональных диапазонов и подробнее с высокими эмоциями, обратили внимание на то, что эмоции могут частично взаимопроникать из одного контекста в другой, и что высокие эмоции ориентированы преимущественно на текущий момент, и даже поговорили немного о любви :-)


3. Фокусирование

Тонкая настройка на свои ощущения, хороший отличный контакт со своими чувствами и эмоциями, состояниями.

Боже, сколько времени, в общей сложности не одну сотню часов я провёл в "медитациях" на hemi-sync, йоге-нидре, расписывании аспектов по сусликам, проработкам Символическим Моделированием и иже с ними, и собственно за самими фотографированием и обработкой фоток. Что общего между всем этим?

Боже, какого труда мне стоило, чтоб на невербальном уровне понять метафоричное объяснение про творчество одной певицы, когда я хотел научиться играть на там-таме:
всё суть вибрации, смотри – как танцуешь-импровизируешь, как фотографируешь, как... ... ловишь и двигаешься по ниточке... ...ну чувствуешь и всё...
и я-таки понял, как сочинять музыку. Сколько счастья ^_^. И даже перкуссия, являвшаяся для меня верхом художественной виртуозности и непонятности, стала прозрачной для понимания.

Если не вдаваться в эзотерику, от которой граф Альфред Коржибский окончательно мои мозги вправил и прочистил, то ответ на вопрос прост: тренировка сосредоточения внимания на собственных чувствах, эмоциях, состояниях, мыслях и ощущениях, оценках, ассоциациях, восприятиях, «так лучше или так», "чувстве вкуса". "Тончайшая настройка". Фокусирование. Как я сказал выше про эмоции – настроиться, и уже дальнейшее отображение всего этого в язык тела, танец, или фотографию там. В творчество.
Помню, как я поражался, что в периоды когда не фотал, моё мастерство росло будто каждый день фотал. А я просто занимался тем, чем занимался обычно – медитациями, проработками (в целях раскрепощения, кстати), и всем остальным, к творчеству не относящемуся напрямую никак вообще =)
А полгода назад я ни с того ни с сего начал писать стихи. Только одной девочке, правда, и пишется – но для меня и от меня, технаря, это повторюсь – чудо =)

Итак, в данной части я пояснил своё ИМХО на важность «налаженного контакта с собой». Из всех известных практик, наиболее системно и понятно обучает этому ОМ, советую. Тем более, как раз намечаются вебинар по теме сегодня и регистрация на дистанционный курс по фокусированию послезавтра и далее.


Что дальше?

Практика, практика, практика. Волшебных таблеток не бывает, а те которые бывают – либо исключение подтверждающее правило, либо немного не те таблетки, которые я-бы порекомендовал. =).

В примере с певицей, она передала невербальное ощущение музыки через метафоры И невербальное ощущение танца, и всё это я связал с невербальным ощущением вдохновения в фото и до меня дошло. А пока Вы читаете данную статью, «набираясь абстрактных знаний» и не применяете в жизни – не обещаю, что это изменит положение. Практикуйте.

И, повторюсь, не знаю как сильно помогает каждый пункт в отдельности – я много-много-много чем занимался, и провести границу тут... не то, что сложно, но наверное и нельзя – с точки зрения системного подхода, каждая деталь важна. Здесь я только очертил свой путь к творчеству.

На этом всё. Спасибо, что втыкали до конца! Желаю успехов в творчестве :)
Tags: практика осознанности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments