?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверное каждый не обременённый творчеством человек, хоть раз в жизни сталкивавшийся с этим явлением, задавался мыслью: «Как-же они делают ЭТО ?».

Те, кому явление нравилось, возможно шёл дальше, и вставал вопрос «как этому научиться?».

На днях мне задали этот вопрос, я что-то ответил, и понял что это тема для целой статьи.

Стой, кто идёт?

Гении бывают прирождённые, а бывают сделавшие себя таковыми сами. Мой ответ на вопрос обучения «к кому пойти учиться?» в такой слабо-прояснённой области, как «творчество», довольно прозаичен «лучше и к тем, и к тем».

Я не считаю себя гением в плане фотографии, и не считаю свои достижения за 5 лет чем-то великим – наверняка найдётся миллион более показательных примеров.

Но я развился от простого технаря, типичного продвинутого математика-программиста 5 лет назад до того, что есть сейчас, и могу понятным другим технарям языком очертить некоторые ключевые фишки, которые я считаю, помогли мне продвинуться в плане творчества.

Творчеству учить щас будет, ага.

А почему-бы и да? :-)

Только уточню: творчеству, а не искусству. Последнее, ИМХО, вовсе является композитом творчества, мастерства и чего только не... Не осмелюсь пока этому учить =).
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

© с Википедии

Мой сухой остаток из 4ёх лет увлечения саморазвитием и фотографией в контексте творчества выражается в следующих трёх пунктах:
  1. Самовыражение
  2. Эмоции
  3. Фокусирование
И в данной статье я попробую его структурно изложить. Итак, поехали.

1. Самовыражение

Эту часть я подробно освещать не буду, лучше меня написано по ссылке: Роберт Пирсиг, «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»
На примере меня – я просто начал в своё время фотать. Всё подряд, не заморачиваясь на том что кто-то до меня это уже делал. Первый шаг был сделан.
Раскрепощайтесь любыми здоровыми способами (например техниками процессинга), ищите нравящиеся вам способы самовыражения, экспериментируйте.


2. Эмоции

Вдохновение и очень-очень-очень сильные эмоции.
Мне в эти моменты хочется запечатлеть мир вокруг на будущее, и всё кажется... фотогеничным :-)

Вы когда-нибудь влюблялись по настоящему? В партнёра, в родителей, в дело, любимое занятие. Я про эмоцию. Как выделить, отличить? Есть классное определение эмоции любви.
Любовь — это статика. Нет побуждения что-то менять в объекте любви.
Если да, то можно считать что вдохновение в смысле творчества не чуждо Вам.

Есть НЛПерская техника, суть которой такое: если это состояние вдохновения развить хотя-бы в одной сфере/теме – впоследствии возможно его плавно смоделировать, "вспомнить", "уловить" в другой сфере. Получается такой перенос эмоций с одного контекста на другой.

Я не тренировался этому, не умею =), но замечу: в пиковые моменты любви, эти эмоции распространялись не только на девушку рядом/не рядом, но и на все окружающие меня контексты. А если рядом был фотик, то начинали рождаться шедевры =). И даже если первые такие "шедевры" были похожи на "жертвы абортов" – я говорю про творчество, а не искусство и мастерство – это с практикой. Но начало творчеству положено.
Есть такой момент, почти секрет – я его мало кому рассказываю.

Наблюдение:
каждый раз при фотосъёмке или обработке фоток, я сначала пылаю интересом, энтузиазмом. Провожу базовую обработку. Обработка – это не менее творческий процесс, чем съёмка. Так вот, снимки становятся краше, девушки на фото притягательнее, я такой во вдохновении уже весь. И вдруг "случается чудо", получается космический снимок – и я влюбляюсь. В снимок, в модель, или себя хорошего – х3, приходится сдерживать себя чтоб не написать признаний любви (не поймут, да и самому потом ... не практично). Тем не менее оставшиеся фотки щёлкаться начинают скопом, каждая – шедевр, только повторы убирай. Кто видел мои не разобранные фотки – поймёт.

Наверное, это и есть то, что все называют «сначала получаться не будет, настроиться надо – и пойдёт...»
Прикладываю кусочек расширенной шкалы эмоций с семинара по эмоциям.



Обратите внимание на комментарий к тону «удовлетворение».
Выше этого уровня – в настоящем времени, здесь и сейчас.
Ниже – заинтересован в будущем.
Это про внимание. Ещё один признак высоких эмоций. Научитесь их вызывать у себя, не застревать в низких (например с ППШ) – и ... просто счастья в жизни станет точно больше =).

Депрессивный художник может начать кидаться камнями, и тут я сделаю одну оговорку: можно испытывать негативные эмоции по отношении к одному контексту (горе по неразделённой любви, например, или ненависть к политике – другой пример), и при этом вдохновение к фотографии или игре созданию музыки. Всё привязано к контексту, а то.

Итак, в этой части мы ознакомились со шкалой эмоциональных диапазонов и подробнее с высокими эмоциями, обратили внимание на то, что эмоции могут частично взаимопроникать из одного контекста в другой, и что высокие эмоции ориентированы преимущественно на текущий момент, и даже поговорили немного о любви :-)


3. Фокусирование

Тонкая настройка на свои ощущения, хороший отличный контакт со своими чувствами и эмоциями, состояниями.

Боже, сколько времени, в общей сложности не одну сотню часов я провёл в "медитациях" на hemi-sync, йоге-нидре, расписывании аспектов по сусликам, проработкам Символическим Моделированием и иже с ними, и собственно за самими фотографированием и обработкой фоток. Что общего между всем этим?

Боже, какого труда мне стоило, чтоб на невербальном уровне понять метафоричное объяснение про творчество одной певицы, когда я хотел научиться играть на там-таме:
всё суть вибрации, смотри – как танцуешь-импровизируешь, как фотографируешь, как... ... ловишь и двигаешься по ниточке... ...ну чувствуешь и всё...
и я-таки понял, как сочинять музыку. Сколько счастья ^_^. И даже перкуссия, являвшаяся для меня верхом художественной виртуозности и непонятности, стала прозрачной для понимания.

Если не вдаваться в эзотерику, от которой граф Альфред Коржибский окончательно мои мозги вправил и прочистил, то ответ на вопрос прост: тренировка сосредоточения внимания на собственных чувствах, эмоциях, состояниях, мыслях и ощущениях, оценках, ассоциациях, восприятиях, «так лучше или так», "чувстве вкуса". "Тончайшая настройка". Фокусирование. Как я сказал выше про эмоции – настроиться, и уже дальнейшее отображение всего этого в язык тела, танец, или фотографию там. В творчество.
Помню, как я поражался, что в периоды когда не фотал, моё мастерство росло будто каждый день фотал. А я просто занимался тем, чем занимался обычно – медитациями, проработками (в целях раскрепощения, кстати), и всем остальным, к творчеству не относящемуся напрямую никак вообще =)
А полгода назад я ни с того ни с сего начал писать стихи. Только одной девочке, правда, и пишется – но для меня и от меня, технаря, это повторюсь – чудо =)

Итак, в данной части я пояснил своё ИМХО на важность «налаженного контакта с собой». Из всех известных практик, наиболее системно и понятно обучает этому ОМ, советую. Тем более, как раз намечаются вебинар по теме сегодня и регистрация на дистанционный курс по фокусированию послезавтра и далее.


Что дальше?

Практика, практика, практика. Волшебных таблеток не бывает, а те которые бывают – либо исключение подтверждающее правило, либо немного не те таблетки, которые я-бы порекомендовал. =).

В примере с певицей, она передала невербальное ощущение музыки через метафоры И невербальное ощущение танца, и всё это я связал с невербальным ощущением вдохновения в фото и до меня дошло. А пока Вы читаете данную статью, «набираясь абстрактных знаний» и не применяете в жизни – не обещаю, что это изменит положение. Практикуйте.

И, повторюсь, не знаю как сильно помогает каждый пункт в отдельности – я много-много-много чем занимался, и провести границу тут... не то, что сложно, но наверное и нельзя – с точки зрения системного подхода, каждая деталь важна. Здесь я только очертил свой путь к творчеству.

На этом всё. Спасибо, что втыкали до конца! Желаю успехов в творчестве :)

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
open_my_worlds
Nov. 1st, 2011 04:25 pm (UTC)
Реально порадовал твой пост, поняла что гуляю в спектре вдохновения-воодушевления. Я уже и забыла про расширенную шкалу тонов :) И не могла понять чего же меня все время так прет :) В памяти укоренилась классическая (сжатая) версия. Она заканчивалась Энтузиазмом, а расширенная шкала действительна крута!!! Многое объясняет. Спасибо за столь информативные и увлекательные посты :)
valuerr
Nov. 1st, 2011 09:31 pm (UTC)
шкала она такая, можно прокачивать и прокачивать :)

вспоминаю как на тренинге у меня появилась мечта "прокачаться до воодушевления настолько, чтоб людей вокруг вдохновлять" (начать с коллег хотя-бы) :-)


спасибо за отзыв :-)
lo_lo_lo_fi
Nov. 11th, 2011 10:17 pm (UTC)
определение и правда крутое
valuerr
Nov. 11th, 2011 10:28 pm (UTC)
моё любимое)
(Anonymous)
Mar. 25th, 2012 01:50 pm (UTC)
Валя молодец.Отличная статья.Тема актуальная.Мне понравилась как ты её осветил.
Константин.
( 5 comments — Leave a comment )